МАОУ "Лицей №3" г.Перми

  Адрес: 614088, г. Пермь,
             ул Архитектора Свиязева, 17
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru  
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru

  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
        ул Архитектора Свиязева,17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
   Детский телефон доверия
  8-800-3000-122

Важные ссылки

Задай вопрос начальнику департамента образования

Портфолио школьника

Портфолио школьника

 Авторизация

Последние новости

Опрос

Метод Эдварда де Боно как современная технология развития критического мышления в школе

Автор: liceum3, посмотрело: 0
0

  В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Педагогу же, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика.

  Метод «Шести шляп» Эдварда де Боно – простой и практичный способ разделения мышления. Применение данного метода позволяет видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

  Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, BritishAirways, Pepsico, MaryKey. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей. 

  В наши дни перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, высказывать свою точку зрения.  Все это невозможно без развития критического мышления, позволяющего оценить достоверность информации, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.

Преимущества метода:

  • наглядность применения;
  • параллельное мышление;
  • умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения;
  • позволяет отстраниться от своего эго.

  Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы». Для того, чтобы эта методика заработала, необходимо обозначить проблему.

  Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

Белая шляпа связана с информацией. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям. Указывает на возможные риски и подводные камни.

В режиме Красной шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Синяя шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

«Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.Ниже приводятся примерные темы и проблемные ситуации, основанные на УМК Афанасьева О.В. Английский язык. Для VIII класса, в рамках которых можно использовать данную технологию.

 

Unit 1

1)A lot of people could call Malcolm “a swot”.Is it a compliment to be called a swot? Would you like to have Malcolm for a friend?(ex.47 p.28-30)

2) Teaching as a job in modern life. Advantages and disadvantages of a teaching profession.

Unit 2

1)Your plans for further education. In Russia the nine-year basic incomplete secondary education is compulsory. After that the children have to decide what way to choose. They can take exams and enter colleges or continue their schooling and get the complete eleven-year secondary education. Which’s better?

2)Compare the systems of education in Russia and the USA. Where would you like to study?

Unit 3

1)A uniform at school-  obligation or necessity?

2)”Money is like a sixth sense without which you cannot make a complete use of the other five.”(W.S.Maugham)  Is money a curse or a blessing?

Unit 4

1) Can robots become our friends in the nearest future? Can they do more harm than good?

2)What would you choose- surfing the net or reading books?

Unit 5

1)You may choose various means of travelling, but the best is travelling by plane. Do you agree?

2)Would you visit Canada if you had a chance? Why or why not. Give arguments.

Unit 6

1)Newspapers or television. What would you recommend your friend?

  После выступления каждой минигруппы целесообразно составить кластер для наглядности поставленной проблемы, на основе которого далее учащиеся смогут сформулировать свою точку зрения и общее решение по заданной ситуации.  Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке. 

  В результате  учащиеся  учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы. 

Литература


1. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления», Попурри, 2006

2. Ефремова О.А. Шесть шляп мышления // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

3. http://www.openclass.ru/node/288341

4. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/187274/read

 

 

 

 

 




Комментарии

    Оставить комментарий
Уважаемые читатели! Просим вас, оставля комментарии, уважать друг друга и не злоупотреблЯть свободой слова. АдминистрациЯ сайта будет удалять:

1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой.
2. Оскорбления, угрозы и непристойные высказываниЯ.
3. ВысказываниЯ, разжигающие национальную, религиозную и прочую рознь и вражду.
4. Комментарии, содержащие другие нарушения законодательства и прав граждан.
5. Комментарии, рекламирующие и продвигающие другие веб-ресурсы, товары и услуги, а также комментарии, не имеющие отношения к дискуссии.
Полная версия правил.

Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.