МАОУ "Лицей №3" г.Перми

  Адрес: 614088, г. Пермь,
             ул Архитектора Свиязева, 17
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru  
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru

  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
        ул Архитектора Свиязева,17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
   Детский телефон доверия
  8-800-3000-122

Важные ссылки

Задай вопрос начальнику департамента образования

Портфолио школьника

Портфолио школьника

 Авторизация

Последние новости

Опрос

Исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС ООО

Автор: liceum3, посмотрело: 0
0

   Основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностныйподход. Основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. Учебная деятельность выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире). При этом это движение совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая все этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может. Учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату через различные технологии организации деятельности учащихся. Одним из эффективных способов организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у учащихся, умений необходимых для самостоятельного учения, является применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися в ходе учебной деятельности.

   Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать как совокупность совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания.

Исследование может проводиться как с целью получения новых знаний, их обобщения, так и с целью приобретения учащимися умений применять полученные знания.

   Учитель создает такие ситуации, при которых учащимся либо необходимо выбрать определенный путь решения из возможных вариантов, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, либо осознать потребность в систематизации, обобщении, найти закономерности для объяснения новых фактов или явлений. Иногда полученные результаты не согласуются с имеющимися уже у учащихся знаниями, тогда они активно включаются в поиск теоретического объяснения возникшего противоречия. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность. В учебный процесс как бы вводятся элементы научного исследования: метод проведения теоретического анализа, выдвижение гипотезы и метод экспериментальной проверки.

   Исследовательское задание может быть дано при выяснении свойств конкретного вещества на основе приобретенных теоретических знаний. В 9 классе при изучении темы: «Металлы и их соединения» можно использовать задание: предположить свойства металла, его оксида, гидроксида. Используя знания о строении атома, видах химической связи, типа кристаллической решетки, учащиеся строят план рассуждений, предсказывают возможность и условия протекания той или иной химической реакции и делают вывод о свойствах конкретного металла.

   Выработке у учащихся исследовательских умений при изучении химии должен служить химический эксперимент. Так, например, в конце 8 класса при изучении темы: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» я предлагаю учащимся задание на определение химического характера предложенного оксида опытным путем. Для этого учащимся выдается пробирка без надписи с порошком черного цвета и предлагается высказать свои предположения о последовательности действий при выполнении задания. Анализируя высказанные предположения, учащиеся приходят к выводу, что выданный оксид – это оксид меди(II), он проявляет основный характер и поэтому для доказательства нужно провести только одну реакцию с кислотой.

   Подобным образом учащиеся анализируют и другие экспериментальные задания, например такие, в которых нужно проверить опытным путем, с какими из данных веществ будет реагировать указанное вещество. Такое задание можно применить при изучении тематического курса 9 класса.

   При проведении эксперимента происходит формирование и регулятивных, и коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Но сформировать УУД можно только при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: применение различных технологий проведения урока, проведение занятий с использованием исследовательского метода, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.

   Но не всякое содержание учебного материала можно и нужно оформлять как исследовательские задания. Формулировка задания должна соответствовать схеме: систематизация фактов ---построение гипотезы—проектирование опыта для проверки гипотезы ---составление плана эксперимента – осуществление эксперимента --- оформление результатов эксперимента – формулирование вывода. Например, при изучении темы «Электролитическая диссоциация» в 11 классе можно предложить следующее задание. Исследуйте, какое из веществ: хлорид алюминия, сульфат алюминия, сульфат натрия, гидроксид натрия, крахмал - вам выдано, если известно, что в растворе этого вещества лакмусовая бумажка становится красной. При выполнении данного задания нужно не только знать изменение окраски индикаторов в различных средах, но и применение таких понятий как электролит, качественные реакции на ионы. А при изучении темы: «Металлы и их соединения» задание может быть таким: На пиломатериалах из древесины иногда появляются пятна, обусловленные наличием в древесине солей хлорида и сульфата железа (III). Какими опытами можно доказать, что эти пятна вызваны солями железа(III), а не гнилостными грибками и не солями железа(II).

   Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии. Овладевают умениями самостоятельно добывать знания. Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, их обобщения и с целью приобретения учащимися умений применять знания.

Особенность уроков по изучению свойств веществ заключается в том, что основным источником знаний является химический эксперимент, на основании которого и строятся рассуждения учащихся под руководством учителя.

   Исследовательская самостоятельная работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако трата времени на развитие исследовательских умений впоследствии компенсируется тем, что учащиеся будут быстро и правильно выполнять работы, потому что повыситься осознанность и прочность их знаний, появится устойчивый интерес к предмету. К такому выводу приходят все учителя, систематически организующие самостоятельную исследовательскую работу на уроках.

   Организация исследовательской деятельности старшеклассников способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и родителями учащихся.

При таком подходе к обучению, у учащихся формируются следующие УУД:

1) личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;

2) регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;

3) познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;

4) коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире и реализации своих способностей.

 




Комментарии

    Оставить комментарий
Уважаемые читатели! Просим вас, оставля комментарии, уважать друг друга и не злоупотреблЯть свободой слова. АдминистрациЯ сайта будет удалять:

1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой.
2. Оскорбления, угрозы и непристойные высказываниЯ.
3. ВысказываниЯ, разжигающие национальную, религиозную и прочую рознь и вражду.
4. Комментарии, содержащие другие нарушения законодательства и прав граждан.
5. Комментарии, рекламирующие и продвигающие другие веб-ресурсы, товары и услуги, а также комментарии, не имеющие отношения к дискуссии.
Полная версия правил.

Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.