МАОУ "Лицей №3" г.Перми

  Адрес: 614088, г. Пермь,
             ул Архитектора Свиязева, 17
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru  
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru

  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
             ул Архитектора Свиязева, 17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
  Детский телефон доверия
  8-800-3000-122
  Адрес: 614088, г. Пермь, 
        ул Архитектора Свиязева,17 
  телефон: 8(342)228-23-25
  e-mail: gcon28@mail.ru
 
   Детский телефон доверия
  8-800-3000-122

Важные ссылки

Задай вопрос начальнику департамента образования

Портфолио школьника

Портфолио школьника

 Авторизация

Последние новости

Опрос

Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью."

Автор: liceum3, посмотрело: 0
0

Автор урока: Перевозчикова Людмила Павловна, учителль высшей категории.

Тема урока. Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Цель урока. Познакомить ребят с прямой речью, схематическим ее изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные формирую мотивацию к целенаправленной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные уметь определять и формировать цель на уроке, уметь высказывать свое предположение на основе работы, оценивать учебные действия.

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе, формировать собственное мнение.

Познавательные уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию.

Тип урока комбинированный. Свой урок старалась строить в соответствии с ФГОС по плану технологической карты комбинированного урока.

 На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в практическую и мыслительную деятельности исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения.

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов, а также уровень их развития.

 На протяжении всего урока использовала практические задания, презентацию.

 Контроль усвоения знаний осуществлялся на всех этапах урока методами самоконтроля и взаимоконтроля.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая, психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружбой, равенством.

Поставленные задачи были реализованы в полном объеме, программный материал был усвоен.

Технологическая карта урока русского языка 4 «А» класс

Тема урока. Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью 

Цель урока. Как называются такие предложения? Как отличить их от других предложений? Как оформить предложения на письме?

 Тип урока. Комбинированный

 Планируемые  результаты

Личностныеформируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные -Уметь определять и формировать цель на уроке, прогнозировать предстоящую работу ( составление плана), учить высказывать свое предположение на основе работы, оценивать учебные действия с поставленной задачей. ( Регулятивные УУД) - Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других: учиться работать в паре, группе, формировать собственные мнения и позиции. ( Коммуникативные УУД) - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, свой жизненный опыт

 Предметные -Знать, что такое прямая речь; - Уметь расставлять знаки препинания; - Уметь составлять схему предложения. 

Основные понятия Прямая речь, знаки препинания в предложениях с прямой речью, схема предложения с прямой речью. 

Ресурсы Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

основные : карточки, презентация, схемы дополнительные: электронная физкультминутка форма работы: фронтальная, парная, групповая.

Тип урока «Комбинированный»

Этап урока

Структурный компонент урока

Содержание урока

Содержание (название) УУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

  1. Организационный этап

Задача этапа:

создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2.

Актуализация

Задача этапа:

актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация словарной работы.

Записывают дату в тетрадь. Участвуют в работе по повторению:

в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3.

Целеполагание и мотивация

Задача этапа: обеспечение учебной мотивации, составление ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Составление плана работы.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.

Первичное усвоение учебного материала.

Задача этапа: формирование умения находить в предложении прямую речь.

Организация работы по учебнику.

Чтение правил и выводов.

5.

Осознание и осмысление учебного материала.

Задачи этапа: формирование умения находить в предложении прямую речь и слова автора

Организация работы у доски.

Сопоставление своих выводов с выводами учебника.

6.

Систематизация знаний и умений.

Задачи этапа: формировать умение записывать предложения с прямой речью и составлять схемы.

Организация и контроль

за процессом.

Выполняют упражнение по учебнику.  Организует взаимопроверку в парах.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности.

7.

Применение знаний и умения.

Задача этапа: подведение итогов проделанной работы.

Организация за процессом.

Работа в парах группах

Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие знаки препинания, составляют схему предложения.

8.

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Задача этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность

записи.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

9.

Домашнее задание.

Задача этапа: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.

Учащиеся записывают в дневники задание.

10.

Рефлексия урока.

Задача этапа: дать оценку работы учащихся.

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Оценка по алгоритму.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

 

Ι. Актуализация знаний.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Посмотри вокруг скорей. 
Сколько среди нас гостей.
Улыбнись им веселей,
И садись за стол ровней.
Вижу я, что ты готов,
Поскорей начать урок.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

(Двадцать седьмое октября)

– Напишите «Классная работа».

-Урок я хочу начать со слов древнеримского писателя Петрония

« Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя»

- Как вы понимаете слова предложения?

Полученные знания пригодятся в жизни)

- Какую работу можно выполнить с предложением?

(Написать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать характеристику)

(Ребята выполняют самостоятельно и оценивают себя)

Словарная работа.

Посмотрите на экран: что вы видите?

( буквы и слоги)

- Какое задание можно с ними выполнить?

( составить слово)

- Какое слово получилось?

(Решение)

-Что означает это слово? (Высказывания детей)

(Значение слова из словаря Ожегова)

– Запишите слово, подчеркните букву гласного, написание которой надо запомнить.

  1. – В каких значениях может употребляться слово решение?

-Что вы можете сказать об этом слове?

(Оно имеет много значений)

Познавательные УУД

  1. Развиватьумения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Представлять информацию в виде схемы.
  3. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.
  4. На основе анализа объектов делать выводы.
  5. Обобщать и классифицировать по признакам.
  6. Ориентироваться на развороте учебника.
  7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  8. Формулирование проблемы.
 

Введение в раздел.

Проблемная ситуация.

Учитель сказал Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи

- Правильно ли я записала предложение?

(нет)

- Докажите?

(Это сложное предложение, в нём нет запятых)

Что необычного вы увидели в записи этого предложения?

Давайте проведём исследование.

- Прочитайте первую часть предложения

(учитель сказал)

- Вторую часть

Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи

- Кем можно назвать учителя?

(автором)

Как назовём слова, сказанные учителем?

(это его речь)

-Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой речью.

– Кто может сказать, как называется такое предложение? (прямая речь)

- Кто уже знает, что такое прямая речь?

(Прямая речь-это слова, переданные от имени говорящего)

- Попробуйте сформулировать основной вопрос урока?

- Как назовем тему нашего урока?

(Прямая речь)

-- Какие цели поставим перед собой?

  1. Что такое предложение с прямой речью.
  2. Научиться записывать предложения с прямой речью.
  3. Находить такие предложения.

- Что мы с вами сейчас сделали?

( мы спланировали свою работу)

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

Нахождение прямой речи и слов автора

а) - Откройте учебник на стр. 83, упр. 83

- Кто автор этих стихотворных отрывков? ( А.С. Пушкин)

- Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки?

- Прочитайте первый отрывок.

- Кому принадлежат выделенные слова?

(Царю, рыбке, царице)

-Как называется эта речь?

б) Чтение определения.

Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

– Прочитайте в предложениях только прямую речь.

– Почему эта речь получила такое название?

– Что ещё есть в предложениях с прямой речью?

(Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)

Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.

– Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью?

(Из слов автора и прямой речи.)

в) Работа над определением.

– Прочитайте определение в рамке (с. 84).

– Назовите ключевые слова.

– Какие сокращения вводятся для них?

(Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).)

– Задайте вопрос к каждой части.

– В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь?

Что такое слова автора? (Во второй части.)

  1. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

– Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83?

(Жирный шрифт, кавычки.)

– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)

– Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.)

б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).

– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится?

(О знаках в конце прямой речи.)

– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие?

(От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.)

– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение?

(Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)

  1. Развитие умений.

развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического(пунктуационного) оформления

  1. Работа в группах.

А сейчас проведем эксперимент

Я предлагаю вам поработать в группах:

1 группа. Вставить пропущенные буквы.

Выделить знаком препинания прямую речь.

2 группа. Написать схемы предложений.

3 группа. Списать предложение и выбрать нужную схему. (Работа в парах)

Самопроверка по алгоритму каждой группы

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

(начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре.

 

  1. Итог урока.

Рефлексия

  1. – Можем ли мы теперь ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
  2. – Мы достигли тех целей, которые были поставлены в начале урока?
  3. – Я предлагаю вам составить Синквейн

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку 5 в дневник? А «4»?

 

 

 

  1. Домашнее задание.
  2. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью.
  3. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.
 

 




Комментарии

    Оставить комментарий
Уважаемые читатели! Просим вас, оставля комментарии, уважать друг друга и не злоупотреблЯть свободой слова. АдминистрациЯ сайта будет удалять:

1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой.
2. Оскорбления, угрозы и непристойные высказываниЯ.
3. ВысказываниЯ, разжигающие национальную, религиозную и прочую рознь и вражду.
4. Комментарии, содержащие другие нарушения законодательства и прав граждан.
5. Комментарии, рекламирующие и продвигающие другие веб-ресурсы, товары и услуги, а также комментарии, не имеющие отношения к дискуссии.
Полная версия правил.

Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.